Самостоятельность как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизируя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.   
                       
          Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.
И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением. Что нужно сделать, чтобы ребёнок выполнял домашние обязанности?

1. Определить круг обязанностей. Специалисты рекомендуют, что должно быть не менее трёх ежедневных обязанностей.
2. Показать, как справляться с заданием, подробно описав и продемонстрировав его выполнение.
3. Введение штрафных санкций за невыполнение заданий

Помните! Ребёнок, выполняя домашние поручения, делает это для вас, а не для себя!!!

В приучении ребёнка к самостоятельности очень важна последовательная позиция родителей, постановка реальных целей, выполнение обещаний и поощрение за выполненную работу. Поручения должны усложняться по мере взросления ребёнка.

К сожалению самостоятельность житейская и самостоятельность учебная – понятия далеко не совпадающие.

Развитие самостоятельности в учебной деятельности.
Успешность в развитии данного вида самостоятельности зависит от способности ребёнка к познавательной активности, интереса, творческой направленности, инициативы, умения ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Развить самостоятельность в учебной деятельности могут помочь подготовленные учителем памятки по выполнению различных видов заданий:
-как выполнять упражнение по русскому языку;
-как выучить новое правило;
-как решать незнакомую задачу;
-как заучивать новые слова;
-как делать работу над ошибками;
Очень важно воспитывать у ребёнка навык самоконтроля в учебной деятельности:
–как проверить правильность математических вычислений
- как сверить по словарю написание отдельного слова
- как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа…. Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой – и дома и на уроке. Домашние задания могут быть хорошим поводом для развития самостоятельности
Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.
Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.
Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвёртом – до 45 минут Неправильно поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения
Когда мы говорим , что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков. Это означает, что ребёнок может сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать очерёдность .(порядок действий): что он будет делать сначала, что потом и т.д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание);понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слове, то я
а) думаю, какое правило подходит, может помочь;
б) нахожу это правило, применяю к слову;
в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

     Согласитесь, что эти навыки сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.   Самостоятельность редко проявляется сама по себе. – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Можно сказать, если ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёзных затруднений, - это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь

Распространённые стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
-Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически всё время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности прежде всего ребёнка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

-Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей ( нет задания – нет проблем). Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине» Ю.Б. Гиппенрейтер прекрасно сформулировала ответ на эти вопросы: «Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему» Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.